[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий раздел » Судьбы солдат » Арх(а)(и) И(П) Т (Именная ложка)
Арх(а)(и) И(П) Т
PavelДата: Вторник, 23.05.2017, 15:20 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 116
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
При раскопе у ур. Литвиново Ржевского района Тверской области поисковым отрядом обнаружены останки пяти бойцов РККА (по предварительным подсчетам). Из личных вещей был найден медальон и именная ложка.
Медальон находится в работе у криминалистов. С очень большой долей вероятности будет признан утраченным. Бумага сгнила, превратилась в труху и намертво прилипла к стенкам медальона. Есть ещё некоторая надежда. но она очень мала. Надо готовиться к худшему... sad
На ложке удалось прочитать следующие инициалы "А.И.Т". Возможно, что "А.П.Т". Больше склоняются к первому. Также различается начало фамилии "Арх..." далее либо "а", либо "и".
По базе данных подходят два человека:
1. Архипов Павел Титович, пропавший без вести в декабре 1942 г. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=7704696.
2. Архипов Иван Терентьевич, погибший от ран 24.12.1942. Похоронен в г. Торжок. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6014499. Он подходит больше, т.к. вполне возможно, что его раненного отправили в тыл.
Главная задача по обоим - нужно выяснить подразделения, где они воевали.
Известно, что за д. Литвиново воевали 2 гв. мотоц. полк, 220, 375 и 380 сд 30 А.
(ниже читайте историческую справку)
 
PavelДата: Вторник, 23.05.2017, 15:21 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 116
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В начале декабря 1942 года 380 стрелковая дивизия (сд) 30-й армии вела наступление на правый берег Волги, где оборонялась 87 пехотная дивизия немцев - в стыке с 251-й. Один из полков нашей 380 сд, прорвав оборону 451 немецкого полка 251 пехотной дивизии, занял высоту 189,4 у деревни Литвиново и был окружен противником, восстановившем свою оборону по берегу Волги. Командование 380 дивизии вызвало из резерва 2-й гвардейский мотоциклетный полк и поставило ему задачу - пробиться к окруженным и вместе с ними наступать на деревню Бургово в глубине немецкой обороны. В три часа ночи 3 декабря гвардейцы в маскхалатах пошли в наступление через замерзшую Волгу. У командиров полка была идея - без выстрела вплотную подойти к обороне противника. Замысел удался не вполне: командир четвертой роты, старший лейтенант Волков открыл преждевременный огонь. Немцы ответили. Под их обстрел попала злополучная четвертая рота и заодно левофланговая первая, понесшие большие потери. Правофланговой третьей роте повезло больше: во вражеские траншеи она ворвалась без выстрела.
К рассвету кольцо немецкого окружения было прорвано, остатки обороняющихся немцев отошли к западу - к Кокошкино и к югу - в Малахово-Волжское. Три наши роты, изрядно поредевшие, вышли к шоссе. Вторая рота, остававшаяся в резерве на левом берегу, к ночи была вызвана на линию обороны на шоссе и распределена между тремя поредевшими - каждой было передано по взводу. Вскоре командир первой роты получил приказ - атаковать Малахово-Волжское и закрепиться в нем. К утру пятого приказ был выполнен. Гвардейцы ждали подкрепления 375 сд, но неожиданно, не сообщив об этом никому, полк майора Сикорского, тот самый, который только что выручили из окружения гвардейцы, начал отходить за Волгу, оставляя свои позиции и правый фланг наших без прикрытия. К этому времени немцы, придя в себя, поднялись в контратаку сразу с двух направлений. В результате боя Литвиново удалось отстоять сводной группой командиров, связных, телефонистов, минометчиков и лыжников, подоспевшей подмогой 375 сд, при огневой поддержке с левого берега. Но первая рота с одним взводом второй оказалась окруженной в Малахово-Волжском, и весь следующий день - пятого декабря погибала, отбиваясь до последнего.
"Пробиться к окруженным полк не имел сил. 380 сд помощи не оказала. В 2:00 06.12.42 из окружения выполз раненый заместитель командира роты по политчасти, гвардии лейтенант Бурлуцкий, который сообщил, что от первой роты никого не осталось, все погибли, в том числе погиб командир роты гв.ст.лейтенант Финк. Под конец нечем было сопротивляться, вышли все боеприпасы. Гв.ст.лейтенант Бурлуцкий при ранении потерял сознание. Когда очнулся, была ночь, вокруг никого не было. Пользуясь темнотой, он выполз из окружения" (ЦАМО, фонд 2гв МЦП, оп.198694, д.11, л.17-19.) Остальные подразделения полка устояли в обороне, отбив четыре контратаки врага. Противотанковая батарея на склонах высоты восточнее Литвиново подбила два немецких танка. Отвоеванный плацдарм удалось удержать до подхода полков 375 и 220 стрелковых дивизий. Вечером 8 декабря сильно поредевший 2 гвардейский мотоциклетный полк, потерявший 487 человек из 1863, вышел из боя и к утру девятого оказался на своих прежних исходных позициях у деревень Ерши, Дегтяри, Белышево. Раненых вывезли, убитые и умершие от ран были похоронены в воронках вблизи перевязочного пункта санчасти в Клушино. Так закончился этот бой, последний бой в жизни рядового второй роты 2 гв. мотоциклетного полка Курамши Давлетшина, 1901 года рождения. Судя по всему, он был тяжело ранен на правом берегу, вывезен на левый, к перевязочному пункту, и здесь и умер. Его миновала злая доля - быть добитым немецким штыком в окружении в селе Малахово-Волжское, но смерть его не обошла. Во втором гвардейском было много ржевитян.
 
PavelДата: Вторник, 23.05.2017, 15:22 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 116
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Интересный отзвук эта операция нашла в книге немецкого генерала Херста Гроссмана (Места, не стыкующиеся, на наш взгляд, с действительностью, мы помечаем восклицательным знаком.) "3 декабря,- пишет он,- русские перенесли направление своего удара немного восточнее, против левого участка 87 дивизии. Здесь, после огневой подготовки (!) противник смог перейти Волгу южнее впадения Кокши и проникнуть на передний край немецкой обороны. Лед на Волге был уже прочным. Он выдерживал орудие с четырьмя запряженными в него лошадьми. На правом фланге 251 дивизии шли ожесточенные бои против вражеской пехоты и танков (!). Они завершились успехом 459 полка под командованием полковника Фишера.
4 декабря, в прекрасную солнечную погоду при 8 градусах мороза русские могли немного закрепить успехи предыдущего дня (значит, успех все-таки был! - авт.)
Пятого декабря,- пишет далее Х.Гроссман,- 251 дивизия продолжала стойко удерживать свой прежний передний край. Только в районе 451 пехотного полка, который оборонял позицию почти пятикилометровой длины, противнику удался небольшрй прорыв. С беспокойством смотрела 251 дивизия на свой правый фланг, где русские все еще стояли на этой стороне Волги. XXVII корпус (генерал Вайс) отдал ей в подчинение вогнутый фланг 87 дивизии со всеми находящимися там частями." (Херст Гроссман. Ржев - краеугольный камень Восточного фронта. Ржев, 1995, с.104-105). Из дальнейшего текста книги следует, что 9 декабря немцам пришлось срочно создавать сборный заслон на участке нашего прорыва в стыке 251 и 87 пехотных дивизий. "Справа расположился капитан Зауэрмильх с остатками саперных батальонов 87 и 251 дивизий, в середине - капитан Зофа (погиб 11 декабря) с остатком лыжного батальона 87 дивизии и слева - ротмистр Швигер с мотоциклетным батальоном 72 дивизии. Затем следовала 10 рота 428 полка 129 дивизии... и 1 эскадрон подвижного отряда 251 дивизии. Таким образом, это была действительно разнообразно перемешанная группа..." (там же, с.105). Видимо, недешево обошелся немецкой группировке прорыв Красной Армией обороны у села Литвиново.
Вот разные точки зрения, разные позиции, с которых оценивали события 2-7 декабря 1942 года их участники. Для рядовых: "Лежали в маскхалатах на берегу Волги и ждали сигнала к атаке. Взмыла вверх ракета. Выскочили на лед. У Гусева в пулеметном расчете вторым номером был Михаил Тихонов из деревни Грибеево. Добежали до противоположного крутого берега, почти вертикального. Сразу забраться на него не удалось. Бойцы карабкались и падали, а немцы сверху бросали осветительные ракеты. Тихонова ранило в плечо. Гусев тут же его перевязал.
Затаились под этим отвесным берегом. Немецкий огонь шел через их головы, и по откосу начали потихоньку подниматься вверх Гусев с двумя бойцами. Вот и поле. Когда гасли ракеты, они двигались вперед по-пластунски и сразу вели огонь из пулеметов. Заняли первую немецкую траншею. Позади остались Литвиново и Малахово. Их было трое. Нашли выход из траншеи к высоте 188. К ней двинулись короткими перебежками. Перед высотой заняли круговую оборону и стали ждать подкрепления..." (И.З.Ладыгин, Н.И.Смирнов. На Ржевском рубеже. Ржев, 1992, с.224-225.)
(Источник)
 
PavelДата: Среда, 24.05.2017, 09:07 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 116
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Если следовать принципу, что бойцы призывались в основном партиями с одного места в одно подразделение, то получается, что Архипов Иван Терентьевич не мог служить ни в 220, ни в 375, ни в 380 сд. Там ни одного его земляка не было.
Зато в 380 сд были земляки у Архипова Павла Титовича. У д. Литвиново и Кокошкино погибло очень много бойцов, призванных как и Павел из Казани.
Надо искать дальше.
Прикрепления: 6394527.png (101.0 Kb)
 
Форум » Общий раздел » Судьбы солдат » Арх(а)(и) И(П) Т (Именная ложка)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Дополнительная информация